528

Байопик о самом загадочном классике американской литературы Дж. Д. Сэлинджере получился достаточно провоцирующим и нервозным. Картина интерпретирует знаменитый роман «Над пропастью во ржи» по важнейшим событиям жизни и творчества писателя. Эффект погружения в процесс создания культового героя Холдена Колфилда равносилен духовной практике. Этот персонаж был и остаётся образцом для многих парней и девушек: первые хотят быть такими же смелыми и откровенными как Холден, а вторые мечтают о таком типе кавалера. Зрителю предстоит проникнуться биографией Сэлинджера и осознать, что Холден Колфилд – не просто саркастичный подросток-бунтарь, но ещё и символ культуры нон-конформизма в образе обличителя некомфортной до неприличия правды.

Фильм основывается на первой неофициальной биографии Дж. Д. Сэлинджера под названием «Человек, идущий через рожь», которая была написана американским филологом Кеннетом Славенски, посвятившим 7 лет своей жизни сбору достоверной информации об одном из самых скрытных писателей в истории. При этом сценарий Дэнни Стронга в некоторых местах значительно отступает от фактических данных первоисточника, но это возмещается стильной съёмкой, нелинейным киноповествованием и аутентичными костюмами, что позволило картине войти в число лучших премьер декабря по версии российского отделения журнала «Vogue».

В данном проекте творчество Джерома Сэлинджера (Николас Холт) складывается из нескольких событийных арок, которые послужили основными катализаторами в развитии его писательского мастерства. Каждая из них сопровождается культурными и социальными событиями, которые автор всегда шифровал за поэтикой простеньких сюжетов.

Начало профессионального пути классика начинается с занятий в Колумбийском университете на курсе редактора журнала «Стори» Уита Бернетта (Кевин Спейси), дружба с которым раскрывает писательский голос Сэлинджера. В то время его кумиром был Фрэнсис Скотт Фицджеральд, поэтому первый опубликованный рассказ Джерома «Молодые люди», о котором в фильме упоминается вскользь, сквозит развенчанием фальшивой сентиментальности молодёжи высшего света. Сэлинджер тяготился своей принадлежностью к данному сообществу, поэтому первая публикация подтолкнула его к идее того, что излагать свою правду в литературном сюжете гораздо полезнее, нежели постоянно защищаться от людей саркастичными комментариями. 

Трагические отношения писателя с будущей женой Чарли Чаплина Уной О’Нил (Зои Дойч) освещены в фильме в стиле шаблонной романтической истории, но в этой части сюжета зарождается первый рассказ о знаменитом Холдене Колфилде – «Небольшой бунт на Мэдисон-авеню». Именно он станет основой для романа «Над пропастью во ржи». Мало кто знает, но Сэлинджер написал 6 рассказов о семье Колфилдов, два из которых («Океан, полный шаров для боулинга» и «Последний и лучший из Питеров Пэнов») были отклонены журналами и теперь не увидят свет до 27 января 2060 года (50-летие кончины автора). Они хранятся в архиве библиотеки Принстонского университета. Исследователи творчества Сэлинджера, изучившие данные работы, ставят их в ряд самых лучших и откровенных рассказов в творчестве классика.

Украшает картину соотнесение знаковых цитат романа «Над пропастью во ржи» с переломными событиями в жизни писателя. Например, зрители, читавшие роман узнают, как в книге появились те самые «утки из Центрального парка» Нью-Йорка. Но уже имеется официальная версия от Дэвида Шилдса и Шейна Солерно (биографы Сэлинджера) по этому поводу: во время романа с Уной О’Нил Джерри Сэлинджер любил с ней гулять по Центральному парку. Также отсылкой к знаменитому произведению становятся кадры, где Сэлинджер наблюдает за детьми на карусели. Аналогичный эпизод реализуется Холденом в романе во время спора с младшей сестрой Фиби.

Стронг не забывает указать на важность детских образов в прозе Сэлинджера, что очень важно в осознании революционности «Над пропастью во ржи». Для этого писателя дети – истинный источник душевной чистоты, которую с возрастом начинают утрачивать взрослые люди, прогибающиеся под общественным давлением и теряющие своё «я». Джером и Холден одновременно приходят к осознанию пустоты ценностей коммерчески ориентированного общества и не желают принимать такой мир. Не зря Сэлинджер говорил: «Я никогда никуда не вписывался». Поэтому в контексте картины Сэлинджер и Колфилд тождественны друг другу, но в действительности автор никогда полностью не признавал полного соответствия со своим героем: «Холден Колфилд отражает меня в подростковом возрасте, в котором я иногда застреваю уже будучи взрослым».

Военное прошлое Джерома в фильме слегка сжато, но это не мешает пониманию того, что бои в Нормандии во время Второй мировой войны безвозвратно сломили Сэлинджера. До самой смерти писатель будет испытывать стресс от работы контрразведчиком и освобождения французских концлагерей, что включено в сюжет прерывистыми флэшбеками. Лишь 6 глав о приключениях Холдена Колфилда спасут его от полного помешательства. Кроме того, военные рассказы Сэлинджера стали инновационными из-за отражения реалий войны, где далеко не все солдаты возвращаются домой, а если и возвращаются, то «никогда не забудут запах горелой плоти». Военно-патриотический пафос в них сменяется принятием неприглядной картины массовых убийств за призрачные идеалы своей страны, жители которой даже не пытаются понять пожизненный ужас в глазах вернувшихся ветеранов. 

За реалистичность и правдивость во всем и будет бороться Сэлинджер после возвращения с фронта. Он будет одним из немногих авторов, который будет отказываться от правок своих рукописей, так как «в реальном мире не все пары могут быть вместе. Сердца разбиваются, люди грустят и напиваются». Когда Джером окончательно осознает, что людей не изменить, он поступит по плану Холдена: уедет в глушь подальше от окружающей «липы и фальши». Но для этого ухода были и идеологические основания, лежащие в увлечении Сэлинджера практиками дзен-буддизма, которые привели его авторский стиль к окончательному формированию. 

Культурное влияние «Над пропастью во ржи» в картине выразили в многочисленных подражателях Холдену Колфилду, которых ненароком встречает на улицах Нью-Йорка Сэлинджер. Позднее такие акты подражательства будут иметь серьёзные последствия. 8 декабря 1980 года 25-летний Марк Чепмен застрелил основателя легендарных «The Beatles» Джона Леннона. Чепмен оправдывал себя тем, что он является настоящим Холденом Колфилдом и хотел спасти певца от испорченности успехом. 30 марта 1981 года Джон Хинкли ради привлечения внимания актрисы Джоди Фостер совершил покушение на 40 американского президента Рональда Рейгана. При обыске у него был найден экземпляр «Над пропастью во ржи». Общественность стала распускать слухи о том, что роман Сэлинджера запрограммирован для воспитания поколения маньяков-психопатов. Реальных доводов и исследований для подтверждения данного утверждения не имеется, поэтому его нужно рассматривать лишь как неверную интерпретацию литературного первоисточника. При этом положительное влияние романа обеспечивается за счёт того, что автор реализует в потоке сознания Холдена диалог с читателем, который чувствует вовлечённость в описываемые ситуации и подвергает себя конструктивному самоанализу.

Серьёзным недостатком является освещение в фильме факта, что будто бы Сэлинджер ненавидел кинематограф, поэтому посмертно запретил экранизации своих работ, отказав самым именитым режиссёрам, среди которых был и Элиа Казан. На самом деле, в книге Славенски четко указывается, что для этого у Джерома были веские основания. В 1949 году Голливуд неудачно экранизировал его рассказ «Лапа-растяпа», серьезно исказив его художественный смысл. Сэлинджер очень болезненно воспринимал любые изменения своих произведений, поэтому и не захотел, чтобы его работы имели что-либо общее с индустрией кино. Но он не относился отрицательно к данному виду искусства, так как в его доме в Корнише стоял проектор, где регулярно крутились любимые фильмы писателя. 

Отдельно нужно выделить актёрскую игру Николаса Холта, который будто сам прожил жизнь Джерома Дэвида Сэлинджера. Он мастерски показал изменения в характере классика: саркастичный и эгоцентричный умник; солдат, сломленный созерцанием ужасов войны; одухотворенный затворник; отвратительный семьянин и отрешенный от мирской суеты писатель, отказавшийся от своего эго. 

При просмотре «За пропастью во ржи» желательно, как минимум, прочесть ту самую историю о приключениях Холдена Колфилда в канун Рождества, чтобы вступить в диалог с Дж. Д. Сэлинджером на экране, заранее заручившись поддержкой этого заблудившегося в себе парнишки. Ведь этот фильм во многом воспроизводит особенности творчества классика – каждый выносит из его произведений то, что помогает ему обрести себя в этом мире непрекращающихся моральных дилемм и сделать шаг к мистической духовности, обогащающей его личность. 

Ярослав Резаков,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры