539

Знаменитый ныне художник Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в небольшом городке южной Франции – Эксе. Отец – Луи-Огюст был властным состоятельным человеком, который из шляпных дел мастера стал банкиром, основав свой собственный банк. Мать – Анна-Елизавета была молодой мечтательной женщиной, которая родила Луи-Огюсту еще дух дочерей. Поль Сезанн унаследовал мечтательность матери, но и от отца взял немало, уже в 4 года он был серьезным и упрямым ребенком. 

В 1849 году Поль Сезанн поступил в школу Сен-Джозеф, а в 1852 в шестой класс закрытого колледжа Бурбон, где познакомился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Дружба эта продлится долго, но закончится в один миг, когда Золя опубликует роман «Творчество», в котором прототипом главного героя сделает Поля Сезанна, приговорив своего героя к самоубийству. Поль был глубоко разочарован и обижен тем, что лучший друг не верил в него и считал неудачником, о чем рассказал во всеуслышание со страниц романа.

На протяжении всей жизни художника сопровождали неудачи, насмешки и издевательства. Его душа металась, он пытался найти себя и делал то, что считал правильным. 

В 1856 году Поль начал посещать вечерние занятия в школе рисования Жозефа Жибера, но днем ему приходилось посещать занятия на юридическом факультете, на чем настоял отец. Молодой художник рвался в Париж, откуда ему регулярно писал Эмиль Золя. Поль забросил занятия по праву и добился от отца разрешения ехать в Париж. В 1861 году он решает поступать в Академию художеств, учится в мастерской Сюиса, но из-за неуверенности в себе бросает учебу и уезжает обратно в Экс работать в банке отца. Но призвания не отменить, Поль Сезанн быстро начинает тосковать по живописи и снова возвращается в Париж. Художник очень боится обнаружить в себе отсутствие таланта, его недовольство собой усиливается, к тому же вступительный экзамен он провалил. 

В 1863 году Поль познакомился с импрессионистами, но природная робость и вздорный характер не позволяли ему наладить отношения с молодыми художниками. Послав свои работы в Салон, он получил отказ, снова бросил живопись и вернулся в Экс. Это повторялось три или четыре раза, работы Сезанна не принимали, и над художником начали всерьез издеваться. 

В 1873 году художник создает работу «Дом повешенного», но, несмотря на мрачное название, работа полна света и солнца. Чем больше всматриваешься в эту работу, тем сложнее она кажется. Этот эффект создается за счет многоплановости. Художник передал пейзаж именно таким, каким тот предстал его взору, не исправляя его при помощи перспективного построения. Такие композиционные несуразности, немыслимые для традиционного искусства, позволили Сезанну писать именно то, что он видит. 

«Поль Сезанн пишет то, что видит, а не то, что должен писать уважающий себя художник»

 

По протекции друга и известного художника Камиля Писсаро в 1874 году Сезанн участвовал в выставке импрессионистов, где его работы снова не были оценены публикой, но работу «Дом повешенного» купил крупный коллекционер. В 1875 году Ренуар познакомил Сезанна с известным коллекционером Виктором Шоке. С покупки одной картины началась их долгая дружба. Портрет Виктора Шоке Сезанн создал более обобщенным, показав образ внимательного, вдумчивого человека, способного сразу  оценить художественную ценность произведения.

В своих пейзажах мысленно разбирает предметы на составляющие их формы, а затем строит свою реальность. Сезанн отсекает всё лишнее, оставляя суть. 

Поль Сезанн разменял уже шестой десяток, а признания от публики так и не получил. Такое чувство, что он был скрыт невидимой пеленой, и зритель не улавливал то, что пытался показать художник. 

Натюрморты Сезанна всегда узнаваемы: при минимальном наборе предметов, на них всегда есть драпировки, складки и изломы, которые придают работам неповторимую выразительность. Выразительна работа с цветом, много белого – он организует композицию, не дает глазу блуждать по полотну.

Заслуженное признание все же пришло к художнику. В 1880-х годах с его творчеством познакомился парижский торговец картинами Амбруаз Воллар, который, после изучения работ автора, решил организовать персональную выставку. Она открылась в 1895 году и охватила все периоды творчества мастера, показывая его эволюцию. Известные художники – Клод Моне, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар были восхищены его работами и приобрели несколько штук. За первой выставкой прошла и вторая. Воллар покупал у Сезанна работы стабильно, хоть и не дорого, но в родном Эксе художник до сих пор был предметом насмешек и издевательств. 

22 октября 1906 года Поль Сезанн умер. Его картины долго не могли найти своего зрителя. Новое видение Сезанна стремилось дальше видения импрессионистов и, конечно, нарушало спокойную живопись академического направления, чем и вызывало такую реакцию. Сезанн был одиночкой, но шел своим путем, стремился к выявлению внутренний сути предмета, а не к воспроизведению. Он открыл миру «новое искусство» которое конструировало действительность, а не повторяло её.
Более подробно о жизни и творчестве художника можно прочитать в книге Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна».

Анфиса Кочнева,
Специально для http://kreativ-magazine.ru/

 

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры