379

В продвижении кинофильмов заметную роль играет определенное позиционирование того или иного персонажа.  Особенно это заметно в образах современных супергероев: Бэтмен, Человек Паук, команда Людей Х, Капитан Америка и др. Мы провели блиц-опрос и выяснили отношение к образцам «торжества справедливости». Условно мнения респондентов можно разделить на два направления: первая группа респондентов  воспринимает супергероев как шаблоны «американского идеализма». Вторая группа видит в них не только непобедимых борцов за справедливость, но и простых людей со своими недостатками и проблемами. 

Мнение о «шаблонности» современных супергероев вполне оправдано. За последнее время схожие образы надоели массовой аудитории  из-за чрезмерного навязывания американских ценностей. Возникновение этих образов в американской культуре не случайно, так как данный процесс обуславливается определенными историческими этапами в развитии государства. 

За девять месяцев до объявления войны Германии в США издаётся первый выпуск комиксов о Капитане Америка, который по сюжету поражает Гитлера ударом в лицо. Начало 1940-х ознаменовано появлением первой женщины супергероя – Чудо-Женщины, которая не нуждается в помощи со стороны мужчин. Она стала собирательным персонажем для американских женщин, которые стали заявлять о своей эмансипации после войны. В последующем супергеройская символика снова активизируется в 1960-х, когда американский народ страдает от военных потерь во Вьетнаме и обострением расизма. Для отвлечения внимания населения экранизируют комиксы о Бэтмене. А для реального решения поставленных духовных проблем используют сюжеты комиксов о супергероях-мутантах «Люди Икс», защищающих свои права в реальности, где традиционное общество не принимает тех, кто отличается от большинства. Рост феминистского движения в 1960-1975 годы привёл к тому, что в комиксной литературе появляется все больше женских персонажей – Гроза, Джин Грей, Электра, Женщина-Кошка, Бэтгёрл и другие.  

Период конца ХХ – начала ХХI века стал отправной точкой для массовых кинематографических экранизаций по сюжетам комиксов Marvel и DC: трилогия «Человек-Паук», трилогия «Люди Икс», «Сорвиголова», «Фантастическая Четвёрка», возращение Супермена и Бэтмена в полнометражных фильмах.  Практически каждая супергеройская картина становилась блокбастером, порождая многочисленные продолжения. Качество подобных сиквелов – это уже вопрос другой. Но факт остается фактом – появление тех или иных супергероев связывается  с событиями, происходящими на данный момент в том или ином государстве. 

Был проведен контент-анализ статей, посвященных развитию западного кинематографа. Исходя из результатов контент-анализа, нужно отметить следующее: фильмы и мультфильмы о супергероях в основном смотрят дети. Они и их родители, сами того не замечая, становятся жертвами пропаганды и  усваивают американские ценности. Этот процесс описывается механизмом «социального научения»: зрительское внимание сосредотачивается на конкретном примере из СМИ, например, на фильме с супергероями. Увиденная модель поведения запоминается и ребенок (или взрослый) начинает о ней размышлять и пытаться реализовать её в реальной жизни. Подобный вид социального взаимодействия называется когнитивным проигрыванием. Следствием всего этого становится, чаще всего, подражание детей образам супергероев. Ребёнок закрепляет увиденное следующим образом: либо сам совершает хороший поступок, либо гордится своими родителями, которые сделали что-то положительное и достойное их любимого персонажа, например, Бэтмена. В этой простенькой модели скрывается механизм усиления «белого PR» по отношению к героям комиксов, так как все эти действия ведут к формированию положительного образа в сознании массовой аудитории. На практике данная схема реализуется в виртуальных понятиях – существительных, которыми обозначаются явления, недоступные органам чувств, а именно, добро, зло, честность, чувство справедливости, красота, законность, переживания и т.д. В случае с супергероями используются виртуальные понятия, которые демонстрируют реализацию их моральных качеств: защита слабых, спасение города или планеты, изменение мира к лучшему. 

Следует отметить, что отечественные герои остаются незамеченными и история России для подрастающего поколения совершенно неинтересна.

Существует еще одно мнение о развитии личности супергероев, где преобладает мнение о том, что их нужно рассматривать не только как субъектов массовой культуры, но и как людей со своими комплексами и проблемами, что довольно часто уходит от внимания зрителей.

Явным примером в данном случае выступает экранизация третьей части кинофильма о Человеке-Пауке, которая показала личность данного героя с другой, темной стороны. Даже название говорило само за себя: «Враг в отражении». Пересматривая этот фильм можно увидеть явные технологии «черного PR» в самом сюжете фильма и в действиях героя. Сам Питер Паркер использовал метод компромата против Эдди Брока – обманщика, который жульничеством хотел устроиться на работу в штат газеты Дейли Бьюгол, где Питер уже в течение двух лет работал внештатным фотографом. Паркер намекнул начальству о том, что фото Брока – подделка, так оно и оказалось. После этого наш герой получил штатное место в газете, а обманщик был наказан. Теперь вернемся к той «темной» стороне Человека-паука. Все происходит случайно, на его костюм попадает какое-то вещество и он окрашивается в темный цвет. Сразу после этого супергерой в своей личной жизни превращается в суперзлодея: он обижает лучшего друга и девушку, становится эгоистом, и некоторое время не может с этим справится. Одновременно поклонники Человека-паука рьяно обсуждают перемены в своем герое, так как в газетах появились его фото в черном костюме: «Моя дочка сходила по нему с ума, а тут вот такое!». В этом здесь проявился метод общественного возмущения, а превращение Питера из хорошего парня в плохого – метод «рефреймирования». Безусловно, потом герой осознает свои ошибки и снова становится «добрым соседом Человек-пауком», помогающим слабым, и тут мы возвращаемся к белому PR через виртуальное понятие «добро». Но помимо технологий становление личности супергероя проходит на глазах зрителей, что существенно на него (зрителя) влияет. 

В современном обществе супергерои выступают в роли инструментов пропаганды государственных ценностей США, так как фильмы и сопутствующую продукцию о них распространяют по всему миру. Но рассматривать их только с негативной стороны не очень уместно, так как если отойти от вопросов политики, каждый из подобных примеров является хорошим примером морально верного поведения для подрастающего поколения. Для разрешения конфликта культур необходимо приучать население не только к знакомству с американским кинематографом, но и стараться продвигать сюжеты, которые имели успех по всему миру из-за устоявшейся модели изображения российской действительности. Попытки сделать российских супергероев не увенчались успехом, о чем говорит провальный прокат фильма «Защитники», который, к сожалению, вышел лишь бледным подобием американских «Мстителей». Но зачем копировать что-то, когда у нас есть богатыри, полководцы, представители интеллектуальной элиты? Конечно, для гармоничного развития подобный подход нужно вводить, начиная со школьной скамьи.

Ярослав Резаков,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Популярное

Группа IOWA приоткрывает завесу того, как проходили съемки нового клипа на песню «140»

Группа IOWA приоткрывает завесу того, как проходили съемки нового клипа на песню «140»

Группа IOWA представила клип на трек «140»

Группа IOWA представила клип на трек «140»

«Манифесто»: потерянное искусство

«Манифесто»: потерянное искусство

Владислав Курасов представил новую песню «Не смейся судьбе в лицо»

Владислав Курасов представил новую песню «Не смейся судьбе в лицо»

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


Партнеры