451

Женщина-эмансипе эпохи барокко, чтимая коллекционерами и садоводами, художниками и книгоиздателями, путешественниками и учёными. Её выдающаяся личность почему-то несправедливо теряется среди множества имён прославленных современниц.

В обзоре апрельских выставок Москвы я мельком затронула временную экспозицию в Дарвиновском музее, приуроченную к 370-летию художницы, путешественницы и просто отчаянной женщины. Между прочим, в фонде музея хранится редкий труд Марии Сибиллы Мериан по южноамериканским насекомым 1726 года и выставляется впервые за 100 лет. 

  

Если говорить о личности этой отчаянной женщины, то стоит вспомнить, с чего начиналась её потрясающая карьера. Родилась Мария во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. Мать её была голландкой, а отец выходцем из Швейцарии, и поэтому три страны спорят за право называться родиной Мериан. Через два года после её рождения отец – Маттеус Мериан – умер, оставив после себя множество детей от двух браков и славу одного из лучших книгоиздателей и гравёров Германии. Он выпускал книги с собственными рисунками, среди которых были фолианты на исторические и библейские темы, ботанические энциклопедии и карты с вновь открытыми землями. До сих пор издания с его логотипом – так называемым «мериановым аистом» – имеют большую ценность по всему миру. 

В те времена, как заметил Карамзин, книжная торговля в Германии являлась едва ли не самой важной – только в 1860 году книжная ярмарка из Франкфурта-на-Майне была перенесена в Лейпциг. В доме у собора и находилось процветающее издательство Мериана, который любил путешествовать – в 1613 году он проехал по городам Германии, Франции и Голландии. Наверное, от него Мария и унаследовала своё безудержное стремление к путешествиям. К тому же, одной из последних книг, над которой работал отец, было 14-томное описание путешествий в Америку.

Но вернёмся к Марии Сибилле. После смерти отца мать её вновь вышла замуж, и именно отчим впоследствии заметил талант падчерицы и стал учить её рисованию. Под влиянием другого своего учителя, Якоба Мареля, она увлеклась изображением овальных цветочных венков.Из работ акварелью и гуашью к раннему периоду ее творчества относятся эскизы черешни и красной смородины, которые не совсем точны.

  

Кроме занятий в мастерской художника Мериан работала в саду и в доме, умела вышивать – причём искусно, научившись этому у матери. Интересно, что нити для вышивки она изготавливала самостоятельно. Ещё одним шагом к её последующему увлечению миром насекомых стало указание матери, велевшей Марии следить за содержанием гусениц в их домашнем саду с шелковичными деревьями. До этого она имела дело только с бабочками, которых рисовала у Мареля. Постепенно сложилась её художественная манера. Но когда ей было 17 лет, старые учителя уехали, на их место пришёл Иоганн Андреас Граф, слишком поспешно ставший мужем Мериан – впоследствии выяснилось, что их взгляды на искусство совсем не сходятся.

Тем не менее, вскоре Мария Сибилла была вынуждена переехать в Нюрнберг вместе с мужем. Здесь она совершенствовала свои умения и одновременно добывала средства для существования – финансовые дела семьи шли не очень гладко. В этот период она смогла получить невыгорающие и стойкие краски из растительных соков, рецепт которых сегодня, конечно же, утерян.Кроме того, Мериан очень любила рисовать акварелью. Поскольку в моду вошло изображение переменчивости жизни, наша героиня взялась за написание специфических цветочных натюрмортов – тех, которые были так близки великим голландцам и фламандцам Яну Брейгелю и Яну де Хеему. И преуспела в этом деле, потому 

что ещё Гёте называл её одним из величайших голландских живописцев цветов. Так получилось, что большинство своих цветочных орнаментов она создала во время неспокойной жизни в Нюрнберге. Для дополнительного заработка Мериан также стала учить обеспеченных дам искусству вышивания – цветов, конечно же, а для более плодотворного обучения подготовила каталог цветов под названием «Новая книга цветов». 

  

Успех «Книги цветов» был велик, поэтому художница продолжила работу. Очарование альбома заключалось в том, что она мастерски умела подобрать краски для изображения цветов, передать переходы света и тени, мягкость тонов. Стебли её цветов причудливо изогнуты, а листья нарисованы с характерной для барокко вычурностью. Её любимым цветом в работах являлся зелёный, однако и остальные красивы по-своему: оливково-зелёный, тёмно-желтый всегда выгодно смотрятся на выбранном художницей белом фоне. 

Многие известные учёные были современниками Марии: Мальпиги, Левенгук и Сваммердам, поэтому она была, несомненно, знакома с их трудами благодаря своему интересу к естественным наукам. Сначала на цветочных натюрмортах художницы то там, то тут появляются насекомые. Был у неё и микроскоп – изобретение Левенгука – с помощью которого она наблюдала за метаморфозами личинок, а с 1674 года принялась за методичное их изучение. Так появилась на свет «Книга о гусеницах» с гравюрами Марии Сибиллы.  

  

Издав эту книгу, Мария проявила невиданную в те времена дерзость, ведь такие занятия, как наблюдение и изучение насекомых считались низменными, особенно для женщины. Конечно, её работы не всегда отражают правильную научную трактовку тех или иных процессов в мире насекомых, однако художницу нельзя упрекнуть в излишней декоративности – она с особой тщательностью прорисовывала каждую деталь, поэтому рисунки отличались точностью исполнения. Однако мужу не нравились увлечения Марии, её настойчивость и исследовательская работа, между супругами появилось отчуждение. Тогда Мария в 1685 году приняла решение переехать вместе с детьми в замок в Голландии, в провинции Западная Фрисландия. Эта страна отличалась своим свободомыслием, поэтому здесь она могла ощутить наконец-то воздух свободы. Новыми сюжетами её работ становятся птицы; создаётся серия зарисовок лекарственных трав, а в 1686 году она окончательно разрывает отношения с мужем.

В 1691 году Мария Сибилла переезжает в Амстердам, бывший в то время крупнейшим издательским центром. В городе для Марии была подготовлена благоприятная творческая обстановка. Она получала много заказов от голландских любителей цветов, имевших богатые оранжереи: рисовала для них цветы, украшая картины бабочками и жуками.Художница проводила дни в библиотеках, снова изучая труды о растениях и насекомых, вела активную переписку, благодаря которой ей присылали насекомых из Вест- и Ост-Индии. Но все те коллекции, которые Мериан могла осмотреть в Амстердаме, совершенно не удовлетворяли её как исследовательницу. И поэтому она решается на полное опасностей трёхмесячное путешествие в Суринам, где голландцы окончательно утвердились в 1667 году. В 1699 года Мария Сибилла с дочерьми достигает берегов страны, которая по праву считалась хозяйкой одной из самых богатых флор в мире – всё благодаря чрезвычайно влажному климату. Художницу ошеломило обилие насекомых. Гладкие гусеницы тропических сумеречных бабочек и усеянные колючими волосками гусеницы коконопрядов жили сообществами по несколько тысяч. В день своего приезда Мария Сибилла расставила в доме привезенные ящики и стала заполнять их жуками, собранными на стволах упавших деревьев.

  

Не меньше исследовательницу интересовала флора, и в итоге она оказалась первооткрывательницей растательного мира Суринама. Мериан много внимания уделила метаморфозам, изобразив не только насекомых, но и земноводных. Не остались в стороне игуаны и речные удавы, крысы, прыткие ящерицы и ядовитые змеи. Сохранилось более десятка выполненных ею зарисовок птиц, которые в итоге приобрёл основатель Британского музея. В её собрании были и бабочки, поражающие воображение расцветками своих крыльев, и саранча. В богатом на исследовательский материал Суринаме Мария провела два года, хотя планировала остаться дольше. Вернувшись в Амстердам, она кропотливо собрала все свои труд в величайшую книгу её жизни «Метаморфозы суринамских насекомых, нарисованные с натуры и в натуральную величину и описанные Марией Сибиллой Мериан».

Художница оставила большое и разнообразное наследие: коллекции "натуралий", замечательные рисунки и книги. Её акварели имеют большую ценность и находятся сегодня в музеях Лондона, Амстердама, Базеля, Франкфурта, Нюрнберга, Дармштадта, Вены и в частных коллекциях, а также продаются на аукционах. Книги с её работами до сих переиздаются. Повезло и России, потому что в своё время Пётр I приобрёл серию акварелей Мериан для императорской библиотеки    .
На русском языке доступно издание «Мария Сибилла Мериан» историка науки Т. А. Лукиной.

  

Виктория Кущ,
Специально для http://kreativ-magazine.ru

 

 

 

 

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры