145

В недалеком 2014 году на Каннском кинофестивале был представлен фильм совместного производства Швеции, Дании и Франции «Форс-мажор». Картина не участвовала в основном конкурсе, она была представлена в программе «Особый взгляд» и получила «Приз жюри» данного конкурса. Однако, несмотря на то, что «Форс-мажор» не был номинирован на почетную «Золотую пальмовую ветвь», он удосужился получить долгие овации во время премьеры и запомнился зрителям намного больше, чем некоторые из фильмов, которые были представлены в основной программе. «Форс-мажор» открыл миру талант начинающего шведского режиссера Рубена Эстлунда, за плечами которого уже была парочка удачных проектов. После премьеры «Форс-мажора», в котором Эстлунд высмеял семейные взаимоотношения после того, как во время отдыха в горах молодая семья с детьми стала свидетелем схода снежной лавины, зрителя всего мира с нетерпением ждали его нового проекта. 

И вот спустя три года земляк великого Ингмара Бергмана представляет на все том же Каннском кинофестивале фильм, который высмеивает не только отношение людей к современному искусству, но также их отношение к своим же идеям и заповедям. «Квадрат» получил «Золотую пальмовую ветвь», обогнав произведения таких мастеров кино, как Михаэль Ханеке и Андрей Звягинцев. Так что же такого особенного в «Квадрате» Эстлунда?

Уже сама история выделяется своей оригинальностью. Во время подготовки к открытию новой выставки «Квадрат» у куратора музея Кристиана (Клас Банг) крадут телефон и бумажник. Благодаря приложению по отслеживанию мобильных устройств Кристиан находит дом карманников. Но в какой квартире они живут – неизвестно. Кристиан пишет письмо-угрозу злоумышленникам и отправляет его в почтовый ящик каждого жителя этого дома. После этого в жизни Кристиана начинает происходить череда событий, которая может привести не только к провалу грядущего открытия новой выставки, но также стоить ему карьеры. 

«Квадрат» - это череда нескончаемого фарса на грани сюрреализма. Однако эта грань совсем невидима. Благодаря этому зритель воспринимает происходящее на экране будто через зеркало. Обычные герои, простые реакции, отношения между людьми строятся так же, как и в реальной жизни. Из-за образованного зеркала зритель смотрит на героев с осуждением, прекрасно осознавая, что для современного общество такое поведение вполне нормально. Например, грядущая выставка «Квадрат» представляет собой пространство, находясь в котором люди имеют равные права и обязанности. Сам экспонат пропагандирует гуманизм и альтруизм. Как бы старательно Кристиан не рекламировал будущую выставку, ссылаясь на то, что данное произведение поможет людям объединиться и относиться друг к другу с уважением, сам же герой поступает совсем наоборот. Своими действиями они ставит под сомнение достоверность своих же убеждений. 

Эстлунд продолжает совершенствовать себя как мастера современной трагикомедии. Он точно передает психологию как одного человека, так и всего общества. И делает это без всяких преувеличений, лишь иногда разбавляя происходящее превосходным юмором. В «Квадрате» можно найти отсылки к работам Роя Андерссона, Федерико Феллини, Паоло Соррентино и Луиса Бунюэля. 

«Квадрат» – это, по сути, энциклопедия современного общества. Это фильм, в котором каждая сцена, каждый кадр представляет собой какую-то метафору или аллюзию. Фильм, смысл которого прост: если люди не будут оказывать друг к другу помощь, то в скором времени общество вернется в первобытное состояние. 

Оценка Kreativ-magazine: 9/10

Владимир Гузов,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры