260

Много написано о борьбе религии и науки, о противостоянии закона человеческого и закона Божьего, о противоборстве права и морали. Много философских трактатов сформулировано в попытках осознать эти вопросы и много копий сломано. Роман Йена Макьюэна «Закон о детях» не о том. Для Автора приоритеты расставлены: земное право должно основываться на морали, в том числе, если это возможно, религиозной, но все же, именно оно – последняя инстанция, способная отменить или перекроить любой догмат. 

С подобной светской позицией можно спорить, это уже личное дело читателя. Однако ж любопытно другое: вне зависимости от конкретного контекста, и отношение к Богу и отношение к праву в конечном итоге восходит до одного и того же понятия веры. Или фанатизма, кому что ближе. 

Поднимая этот вопрос, Автор наглядно демонстрирует простую закономерность: неважно идет ли речь о Библии или о судебном решении – и то и другое будет обсуждаться в абсолютно одинаковых категориях справедливости и правильности. И то и другое может быть объектом ненависти или преклонения, а судья, по сути, обретает статус, равный Богу, получая право вершить судьбы и распоряжаться жизнями.

Но в своих размышлениях Автор идет дальше: человек не может жить без Бога, будь-то Бог в его библейском смысле или божество в судебной мантии. Лишаясь одного, человеку необходима поддержка другого, и потому, теряя веру в закон земной, люди обращаются к религии или же, наоборот, как это описано в «Законе о детях», теряя религию как ориентир, бегут к земному божеству юриспруденции. 

Закономерность ясна, но пугает. Выходит, человек совсем его разумом, тысячелетней историей, техническими достижениями, социальной жизнью и современными ценностями до сих пор нуждается в идоле, которому мог бы поклоняться, и чьи решения были бы для него неоспоримы. Кто-то верит в Бога Христианского, кто-то в Будду, кто-то в абстрактный вселенский разум, а кто-то выбирает за божество закон земной, или всезнающую науку, суть не в этом, а в том, что человеческое существо в принципе не приспособлено к атеизму.

Нам необходима вера. Если не в сверхъестественное, то в земное. Зачем? Любопытный вопрос. Кто-то ответит: «От слабости», «От отсутствия собственных ориентиров» и, скорее всего, будет прав. Человеческий разум, помимо привилегии мыслить, наградил нас бременем сомнения и одиночества. Мы нуждаемся в каких бы то ни было правилах, и не мыслим своей жизни без них. В прочем, такая жизнь, пожалуй, и невозможна. Едва рождаясь, мы попадаем под влияние закона и неважно, написан он в Библии или в правовом кодексе. Вся жизнь наша проходит в соответствии с теми или иными правилами, соблюдение которых поощряется, а пренебрежение карается. 

Так возможно ли, как явление, вообще самостоятельное, свободное, абстрагированное мышление? Я не знаю. Свободолюбивый романтик воскликнул бы однозначное «Да! Мы свободны!», но разум подсказывает: реальность человеческого существа такова, что свобода ему не свойственна. И если не под гнетом божественных догм, то верой в закон земной он будет ограничен, а иначе – смерть, одинокая и бесславная в растерянности и смятении. 

Авторская логика не оставляет нам никаких других возможностей. Как любая логика она точна и неумолима. Автор не призывает ломать нормы и идти против всех божеств, а скорее констатирует невозможность такого бунта. Обреченность?  Да, отчасти. Но и покой тоже. Защищенность чьей-то волей. И, быть может, счастье? Тихое и спокойное счастье подчинения.

Полина Починска,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры