127

«Измельчала «старая гвардия»! Измельчала!» – повторял я про себя, покидая кинозал после просмотра новой ленты Ридли Скотта. Не успев появиться на экранах, картина уже успела оскандалиться – ее запретили к прокату в Египте и некоторых других странах Арабского мира. Хотя найти тому логичное объяснение после просмотра фильма довольно сложно – ну не исторической же достоверности ждали от произведений Ридли Скотта?! А зарождающаяся даже у самого толерантного зрителя примерно на 30 минуте ненависть к еврейскому народу сохраняется до самого последнего кадра и как минимум еще полчаса после финальных титров. Так что фильм скорее надо демонстрировать в качестве мотивирующего пособия для начинающих антисемитов.

Слышал мнение, что «Исход: Цари и боги» - это «свое прочтение Бибилии». Но в таком определении нет ни слова правды – ни «своего», ни «прочтения», ни, собственно «Библии». Как, впрочем, нет истины и в названии фильма. Да, пожалуй, «Исход», но где же Цари? Моисей таковым никогда не был, а Рамзес Великий все-таки фараон. Что касается богов… То ни один из представителей египетского пантеона так себя и не явил. 

А прием с мальчишкой, весьма косноязычно продублированный русским актером, уж слишком дешев и недостоин мастера. Где тот беспощадный, внушающий страх и уважение ветхозаветный Яхве, о котором написано в Библии? Мы привыкли к тому, что Ридли Скотт весьма вольно относится к историческим декорациям, в которых происходит действие его картин. «ГЛАДИАТОР» был полон ляпов и нестыковок, но все они отошли на второй план – за спину харизматичного Рассела Кроу. «ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» нарочно допускало ряд несоответствий историческим событиям, но лишь с целью большей сценарной логичности, и покоряло своей красотой – это касалось и пейзажей, и рыцарских сражений и несравненной Евы Грин. «ИСХОД» же не продемонстрировал ничего… Большую часть картины зритель вынужден наблюдать хибары в пустыне. Скорее всего, это как раз и недалеко от истины, но совсем не то, что следует смотреть в 3D.

А вот битв – того, что как раз и следует демонстрировать в 3D – в фильме слишком мало. Точнее одна. В самом начале ленты. Сразу же после этого и наступают те самые 140 минут смертной скуки, в которых режиссеру совершенно нечего сказать зрителю. Да, конечно, он прилежно пересказывает нам библейскую историю изгнания Моисея, его скитания по пустыне, женитьбы, возвращения в Египет. Неплохо показаны десять египетских казней. А вот расступающееся перед пророком море – как-то совсем не впечатляет.

На протяжении всей ленты часто демонстрируются пустынные пейзажи Египта, темные пещеры, в которых проживают и устраивают свои тайные собрания представители «богоизбранного» народа, а также сами израильтяне – убогие, чумазые и некрасивые. Несмотря на роль рабов и угнетения, которым они подвергаются со стороны египтян, жалости в сердцах зрителей евреи не пробуждают. 

Заросший бородой и тоже не очень чистый Кристиан Бейл в роли Моисея (своей второй «библейской» роли – ранее он уже исполнял Иисуса Христа), смотрится на фоне остального «сброда» настоящим красавцем, достойным обложки модного журнала, но общей картины не спасает. В общем, в плане зрелищности кино явно «не выиграло», что же в остальном?

Об исторической «достоверности» я упоминал выше. Когда в начальных титрах нам рассказывали о великом еврейском народе, построившем египетские пирамиды, не рассмеялся разве что сидевший рядом со мной трехлетний мальчик, и то, потому, что был занят при этом поп-корном. Также немало вопросов вызывает и демонстрирующийся режиссером факт, что евреи составляли едва ли не большинство цивилизованной части Египетского государства. Обмундирование и одежда египтян – это уже, скорее придирки, но в любом случае – за историчность – еще один жирный минус.

Может «ИСХОД: ЦАРИ И БОГИ» для Ридли Скотта – это «поиски Бога» по Борхесу? В таком случае Бог режиссера слишком неубедителен. Особенно (и об этом я тоже уже говорил) в русском дубляже. Все-таки Бога привычнее видеть в образе умудренного опытом старика, да и Библия учит как-то так…

В фильме очень неплохой актерский состав. Тут вам и Кристиан Бейл, и Бен Кингсли (правда в не очень значительной роли Нуна), и Джоэл Этгертон достаточно убедительно исполнивший роль Рамзеса, а также мимолетно мелькнувшая Сигурни Уивер. Играют все довольно ровно. Кто-то ярче (это касается в первую очередь двух главных героев – оппонентов), кто-то, скорее, по привычке. Разве что Пол Аарон в роли Иешуа выглядит совсем уж дико, а это, если верить Библии – преемник Моисея и великий полководец израильского народа.
Кстати, тут нельзя не отметить еще один ляп – Иешуа бен Нун или Иисус Навин – это один и тот же человек, которого в фильме почему-то представили в двух образах…

Что касается сюжета ленты, то он избит и каждому хорошо знаком, хотя бы по образовательным передачам и мультфильмам, что так любят транслировать по Пятому каналу. Заканчивается все кадром со скрижалями, содержащими десять заповедей, которые царапает Моисей. Видимо одумавшись, и взглянув на хронометраж картины, Ридли Скотт решил не доводить ее даже до момента оглашения заповедей Моисеем с горы Синай. И совершенно справедливо, ведь зрители к тому времени уже активно покидали зал, испугавшись, что им доведется увидеть все 40 лет знаменитых скитаний по пустыне…  

Ярослав Горубнов,
Специально для http://kreativ-magazine.ru/


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры