156

Когда 19 сентября 1848 года родился Гюстав Кайботт, его родители уже жили в Париже на улице Сен-Дени. Марель Кайботт – отец Гюстава, обладал монополией на поставки сукна для французской армии (прадед Гюстава хорошо организовал предприятие по торговле текстилем). С 1868 года дела семьи пойдут еще лучше, и они переедут в большой роскошный особняк в Марселе. 

Обучаясь в лицее Луи-ле-Гран с 1857 по 1862 год, Гюстав проявляет особый интерес к гуманитарным дисциплинам, живописи, за что регулярно получает награды. После лицея он поступает в Сорбонну на факультет права, где получает диплом. Право не увлекало Гюстава, с 12 лет он использовал каждую свободную минуту, чтобы порисовать. А после окончания университета, окончательно укрепился в решении заниматься живописью. Отец одобрял увлечение сына и даже оборудовал ему мастерскую в семейной усадьбе. 

Но в 1870 году начинается франко-прусская война, куда призвали молодого Гюстава. В 1871 году его демобилизовали, после возвращения он решает сдать вступительный экзамен в Академию Изящных искусств. Чтобы подготовиться к экзамену, Кайботт занимается в мастерской Леона Бона и в 1881 году поступает в Академию. Но академизм не привлекает Гюстава. Во время путешествия в Италию, он создает картины в свободной манере исполнения. Осознав, что  в его голове созревают идеи отличные от академизма, Гюстав увлекается импрессионизмом. 

В 1874 году Эдгар Дега знакомит Кайботта с импрессионистами. В первой выставке импрессионистов (1874 год) он еще не участвует. Отправив годом позже свою работу на официальный Салон, Кайботт получил отказ, благодаря которому он еще сильнее сблизился с импрессионистами. В 1875 году в аукционном доме «Отель Друо», Гюстав приобретает первую работу – «Уголок над рекой» Клода Моне. Именно этот факт стал началом коллекции, которую Кайботт собирал для собственного удовольствия и в качестве оказания помощи молодым талантливым художникам.  Он, подобно художнику Базилю, взял на себя роль одного из основных спонсоров импрессионистов. 

Он оказывал также большую помощь в организации последующих выставок, изо всех сил стараясь урегулировать отношения между участниками. Выставку 1877 года по праву называли «выставкой Кайботта». За свой счет он снял для нее помещение, оплатил расходы на рекламу и вместе с Ренуаром занимался развеской картин. Часть выставленных работ Ренуара, Писсарро, Дега и Моне поступила из собрания Кайботта: он покупал картины главным образом для того, чтобы помочь их авторам. Его благотворительность не знала границ: то и дело он давал Ренуару и Моне деньги «в долг», в своем завещании освободив их от возвращения этих денег, он снял комнату, в которой Моне писал свои виды вокзала Сен-Лазар, а когда группа устроила в 1877 году еще один аукцион своих работ, то «скупил» на нем принадлежавшие ему же полотна по взвинченным ценам, чтобы увеличить общий доход. Именно Кайботт убедил дирекцию Лувра приобрести картину Мане "Олимпия", которая сейчас является одной из жемчужин музейной коллекции. 

Многие называют Гюстава Кайботта импрессионистом, но искусствоведы утверждают, что он принадлежит к школе реализма. А импрессионизм оказывал большее влияние на художника, таким образом и появились его удивительные работы. От реалистов он перенял желание изображать жизнь такой, какая она есть, без театрального драматизма. А от импрессионистов свободные мазки и пастельную, мягкую манеру использования цвета и света.   

Многие картины Кайботта изображают членов его семьи и повседневную жизнь. На полотне «Молодый человек у окна» (1875 г.) запечатлен брат Рене в доме на улице де Миромениль, а на «Апельсиновых деревьях» (1878 г.) изображён младший брат Мартиалем с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йерре. На картине «Портреты в сельской местности», которую еще называют «Компаньонки» (1875 г.) изображены мать Кайботта, его тётя, кузина и друг семьи.

Но ярче всего талант Густава Кайботта проявился в изображение сцен из рабочей жизни и видах Парижа. 

«Парижская улица в дождливую погоду» - одна из самых значительных и известных работ Кайботта. Кирк Варнело, говорил об этой работе: «Ни одна из работ Кайботта не является такой монументальной, такой сложной и такой очаровательной, как этот широкий перекресток, пропитанный атмосферой теплого и спокойного дождливого дня». 

Кайботт отличался пристрастием к смелым, порой рискованным ракурсам. Все эти полотна вызывали споры из-за их незамысловатого, зачастую очень простого сюжета и преувеличенно углублённой перспективы. Наклонённая поверхность, общая для этих картин, является характерной чертой творчества Кайботта, возникшая под влиянием японской графики.      

Приемы масштабирования, усечения или увеличения, встречающиеся в работах Кайботта, являются также следствием его интереса к фотографии.
Во многих работах Кайботт использует очень высокий угол зрения, как, например, изображение балконов, и это говорит об интересе художника к эффектам перспективы.

В Пети-Женневилье Кайботт все больше отдалялся от живописи, в 1882 году, в возрасте всего 34 лет, художник перестал выставляться. Все свое время он отдавал коллекционированию почтовых марок, (его коллекция была продана за рекордную сумму в 440 тысяч франков), парусному спорту, которым художник начал заниматься еще с 1876 года (сам конструировал яхты, выходил в плаванье всегда на белых шелковых парусах) и работе в саду (слабостью художника было разведение орхидей). Эти три увлечения доставляли ему одинаково огромное удовольствие. Художник много времени проводил с младшим братом Мартиалем и своим большим другом Ренуаром, которые часто приезжали в Пети-Женевилье погостить. 

21 февраля 1894 года Гюстав Кайботт умер во время работы в своём саду в Пети-Женвилье, вероятно от кровоизлияния в мозг. Художник был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Долгое время Кайботт оставался меценатом, нежели художником. Но в середине XX века, искусствоведы открыли для себя художественное наследие Густава Кайботта. Работы художника и его коллекцию, наследники стали выставлять на аукционы. Коллекцию друзей-художников Кайботт завещал французскому правительству. 

Эта коллекция включала в себя шестьдесят восемь картин, среди которых 19 работ Камиля Писсаро, 14 – Клода Моне, 10 – Ренуара, 9 – Альфреда Сислея, 7 – Дега, 5 – Сезанна, 4 – Мане.

Гюстав Кайботт, понимал, что общество еще не готово оценить работы импрессионистов и в завещании просил разместить эту коллекцию в Люксембургском дворце, а потом в Лувре. Но получил отказ. В 1896 году правительство заключило соглашение с Ренуаром, который был душеприказчиком Кайботта. Тридцать восемь картин были размещаны в Люксембургском дворце, но позднее их передали в Музей Дэ Орсэ. Правительству Франции еще дважды предлагали картины художника, но получали отказ. В 1928 году правительство вспомнило о картинах и потребовало выставить работы. Но вдова сына Кайботта отказала правительству. 

Оставшиеся работы были приобретены фондом Альберта Барнса и находятся в Филадельфии. Сорок работ самого Гюстава Кайботты находятся в Музее Дэ Орсэ. 

Анфиса Кочнева,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Популярное

Вышел музыкальный сборник саундтреков фильма «Малефисента»

Вышел музыкальный сборник саундтреков фильма «Малефисента»

Галия Ахматова представила новую коллекцию платьев

Галия Ахматова представила новую коллекцию платьев

«Перестрелка»: десять бешеных негритят

«Перестрелка»: десять бешеных негритят

Книжные новинки последней недели апреля 2017

Книжные новинки последней недели апреля 2017

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


Партнеры