308

Фильм-триумфатор Венецианского кинофестиваля и «Золотого глобуса» от режиссёра-виртуоза в области фэнтези Гильермо дель Торо – это мифопоэтический вызов укоренившимся глобальным стереотипам, разрушающим немногочисленные «мосты» человечности между членами мирового социума. При этом картина акцентирует внимание зрителя не только на гуманном отношении людей к друг другу, но и к любому живому существу в нашем необъятном мире.

Сюжет фильма базируется на любви немой уборщицы секретной военной лаборатории Элайзы (Салли Хокинс) и человека-амфибии (Даг Джонс), пойманного безжалостным полковником Ричардом Стриклендом (Майкл Шеннон). При этом изначальная простота перечисленных действий вовсе не отражает всей основательности «Формы воды». Да и возмущенно отрицательные отзывы некоторых зрителей лишь в очередной раз доказывают, что у массовой аудитории уровень эстетического и этического образования все ещё низок.

Несмотря на то, что действие картины разворачивается в 1962 году, её основные проблемы тяготеют к сегодняшним реалиям. Через бытовые поступки, намеренно или неаккуратно брошенные фразы показывается, что вековые предрассудки всегда найдут себе место среди людского племени. Привычная фантастичность Гильермо дель Торо проступает лишь в присутствии мифического человека-амфибии. 

Успеху фильма способствует скурпулёзная сосредоточенность на деталях. Поэтому требуется умение сосредотачивать своё внимание на мелочах, так как в «Форме воды» они играют определяющую роль в ходе происходящего на экране. Здесь не встретишь «сюжетных дыр», которые могли бы помешать восприятию основной идеи. Такая же тенденция отразилась и в образах основных персонажей, где каждый из них имеет в сюжете ряд фрагментов, позволяющих понять мотивы их действий и проникнуться их личностями. При этом вода – неотъемлемый элемент всех определяющих моментов.

Режиссёр достоин похвалы за то, что он смог показать важность гуманного отношения не только к человеку, но и к любому живому существу. Контакт между осмеиваемой обществом Элайзой и физически истощенным от насилия военных человеком-амфибией становится яркой метафорой связи между всем живым на планете. При этом поведение антагониста Стрикленда контрастирует с положением сострадания любому живому существу, оборачиваясь к поклонению коммерческим ценностям престижа и потребления, которые в итоге не решают духовной опустошенности героя.

Сексуальные сцены, нехарактерные для фильмов Гильермо, здесь выступают в роли напоминания о том, что высший смысл данного акта заключается не в удовлетворении своих физических потребностей, а является одним из инструментов единения двух живых существ, обладающих сознательной деятельностью. В некоторых сценах происходит намеренное обесценивание современной сексуальной революции.

Фундаментальность картины поддерживается отсылками к библейским сюжетам и кинематографическим шедеврам 1920-1930-х годов. Если задуматься, то можно понять, что обращение Гильермо дель Торо к истории Голливуда прошлого века граничит с его обеспокоенностью делами социального института кинематографа современности, где доминирует коммерческий продукт, очень часто далёкий от канонов искусства. 

Но, сосредоточившись на актуальных проблемах, фильм где-то потерял магию, которая исходила от того же «Лабиринта фавна». Поэтому драматизм картины теряется, что мешает назвать её лучшей в фильмографии талантливого фантаста, который ко всему прочему заявил, что «Форма воды» – его авторская интерпретация истории о Красавице и Чудовище. По словам Гильермо, каноничные принцы и их возлюбленные заведомо стереотипны в современном кинематографе и стали объектом глянца. Получается, что, открещиваясь от шаблонного кино, он сам же реагирует на него своим новым фильмом. 

Но прелесть «Формы воды» в том, что данную картину можно воспринимать и без режиссёрских пояснений, так как её кинематографический код будет понятен любому, кто свободен от предрассудков, мешающих прогрессу гуманизма.

Ярослав Резаков,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры