461

В современном мире достаточно чётко формируются и закрепляются национальные стереотипы, которые тесно связаны с образом жизни в той или иной стране. Немцев считают очень пунктуальными, швейцарцев – точными, а русских наделяют широкой душой. Иногда имидж государства воспринимается через негативные факты, что сказывается на образе страны на международной арене. Особенно, будучи специалистом в сфере связей с общественностью, можно трактовать некоторые положения в пользу своей страны и в ущерб другой. Конечно же, это не значит, что нужно доводить дело до войны. Это можно сделать совершенно безобидно, используя современные PR-технологии. Кинематограф является довольно мощным пропагандистским инструментом, и помогает позиционировать то или иное государство. Более того, данная тенденция стала одним из актуальных PR-направлений в киноиндустрии. 


Для анализа национальных PR-методов в кино был взят культовый  фильм голливудского режиссера Ричарда Келли с незамысловатым названием «Донни Дарко». Картина повествует нам о жизни обычного американского подростка, живущего в маленьком городке со своей семьей: отцом, матерью и старшей сестрой. Но Донни отличается от своих сверстников, так как страдает шизофренией. Его регулярно посещает кролик Фрэнк размером с человека, который дает парню различные указания. Как потом выясняется, у каждого задания Фрэнка есть четкая цель. Однажды очередной визит кролика спас Донни жизнь, так как, пока он гулял со своим воображаемым другом на поле для гольфа, на дом семьи Дарко упала турбина самолета. Удар пришелся именно на комнату Донни. Многие скажут: «И что тут такого, очередная картина из серии «американских психопатов». Но это не так. Фильм непростой, и если рассмотреть мелочи, то можно увидеть явную насмешку режиссера над «американским идеализмом». Эти закономерности можно выразить с помощью технологий черного PR.


1. В течение всего фильма образ Донни Дарко строится на технологии рефреймирования. Этот процесс позволяет доказать, что черное – это белое, а белое – черное. Из-за шизофрении Донни находится в постоянном внутреннем противоречии. Днем он образец хорошего поведения, а ночью по указу кролика Фрэнка занимается противозаконными вещами: затопляет школу, поджигает дом известного ученого, чьей технологией пользуются для обучения детей в городке. На первый взгляд видно только противоречие «белое – черное». Но по ходу фильма это самое «черное» становится «белым» снова. Это можно увидеть в анализе следующих эпизодов.


2. Как только происходит авария с турбиной самолета, к семье Дарко приезжает представитель от правительства США и обещает, что дом будет отремонтирован в ближайшую неделю, но при этом просит отца Донни подписать документ о том, что он не станет разглашать данное неприятное событие в СМИ. Отец Донни, конечно же, ставит свою подпись в нужном месте. Только наш герой видит реальную картину происходящего. Потом, когда он едет с отцом из школы и тот хвалит американское правительство, Донни с усмешкой соглашается с отцом. Его реакция понятна. Отец гордится своей «идеальной страной», а его сын сразу увидел то, что политики пытаются замести следы своих самолетостроителей, которые допустили падение турбины на жилой дом. Тут использован метод плохой похвалы – с его помощью появляется одно из подтверждений о развенчании мифа «американского идеализма». Отцу Донни навязано такое мнение, его же шизофреничный сын сразу видит, что все это лишь часть политической кампании, а не забота об их семье.


3. Метод освистывания использовался в следующем эпизоде. В школу Донни приходит профессор Джим Каннинген. Конечно же, подросток раскритиковал ученого, от которого все учителя в восторге. Позиция Донни вполне ясна. Программа Каннингена выглядит абсурдом. Детей учат, тому, что в мире все эмоции делятся лишь на две категории – любовь и страх. Дарко отказывается принимать такое обучение: «Разве можно делить всю жизнь только на две эмоции, когда их великое множество!» – восклицает он, за что получает двойку. Здесь он начинает «освистывать» хваленого и любимого всеми профессора. И снова Донни прав! Правительство через научные кадры сеет свою идеологию под прикрытием мирного существования. Но вот этот великий ученый проводит в школе пресс-конференцию, и тут Донни прямо в микрофон высказывает, что считает Каннингена антихристом. Конечно же, общественность осуждает бунтаря, осмелившегося оскорбить великого ученого. Такое общественное возмущение также является одной из технологий черного PR. Но, все-таки, Донни не ошибался, что Каннинген не такой уж и правильный. Когда во время очередного видения, Фрэнк приказывает ему сжечь дом профессора, то пожарные наутро обнаруживают в потайной комнате детскую порнографию. После такого весь городок встает с ног на голову: человек, по программе которого учились их дети – педофил. Сразу начинается бурное обсуждение, школа мгновенно отказывается от такого типа обучения. Тут сработала технология «крючка и наживки». Наживка – новость о том, что всеми любимый ученый занимается противозаконными непристойностями. Население городка мгновенно «заглотило» эту наживку и «поймалось на крючок». И вот снова Донни оказывается в некоторой степени героем. Он понимал, что теория, которой их учат, – просто прикрытие промахов политической верхушки, а Каннинген лишь выполнял государственный заказ, не стыдясь своих грязных дел.


«Донни Дарко» – очень смелая работа, поскольку не каждый американский режиссер станет открыто раскрывать промахи своего государства. Вся атмосфера фильма пропитана наигранностью: в Америке всегда все хорошо, и все живут счастливо. В течение всей картины просматривается скрытая ирония, появляются сомнения о прекрасном американском образе жизни. Но при этом образ Донни, который, казалось бы, должен вызвать недоверие из-за психического заболевания, совершенно четко противостоит «американскому идеализму» и показывает, что кричащие о свободе личности американцы  далеко не свободны. Донни высказывал свое мнение, так как знал, что имеет на это право, но при этом его наказывали. Эта картина – тот удивительный случай, когда в одном фильме перемешаны сильные идеи и жанры, что не может не заинтересовать вдумчивого зрителя.

Ярослав Резаков,
Специально для http://kreativ-magazine.ru

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры