661

Посмотрите на портрет художника. Что сразу привлекает ваше внимание? Глаза и рука. Для того чтобы добиться большей выразительности он отказывается от локальных цветов и использует основные, но также он отказывается от реалистичной передачи фона. Пространство, в которое помещена фигура художника, словно вырастает из некой бездны. Четко выписанные лицо и рука, противопоставлены почти абстрактному воспроизведению окружающей обстановки, что делает картину очень выразительной.  Обратите внимание на этот факт, он важен для понимания личности художника и его творческого метода.

Особое видение мира  сформировалось под влиянием происходивших, в его жизни событий. Болезни и потеря близких оставили неизгладимый след в душе художника. Особенно на него повлияла смерть сестры Софии, с которой он был очень близок. Страдания сестры, семьи и его собственные он передал в картине «Больная девочка». В пятилетнем возрасте его мать умерла от чахотки, у второй сестры Лауры была диагностирована Шизофрения. Отец Мунка был религиозен настолько, что иногда доходил до психонервоза. Вполне возможно, что нервные болезни передавались по наследству, ведь сам Мунк страдал от сильной депрессии, приступов страха и нервозов. 

Основными темами творчества художника стали: - одиночество, болезни, смерть. В своих дневниках он писал: «Без страха и болезней моя жизни была бы лодкой без руля». 

Еще одной отличительной характеристикой всех работ Мунка было то, что они выглядели как бы незаконченными. На выставке в октябре 1886 года картина «Больная девочка» вызвала скандал. Собратья по кисти посчитали наглостью, послать на выставку «набросок». Сам же Мунк называл свою картину «эскизом». 

Он работал жидкими масляными красками. Глубокие бороздки свидетельствуют о нервной манере письма. Благодаря этому приему в картине чувствуется мощная внутренняя сила. Это не натуралистическая передача индивидуального сходства, не анатомически правильная моделировка с применением светотени, а эмоция. Многие критики поносили Мунка за «беспорядочные красочные мазки».

 

Мунк написал работу «Летняя ночь», она стала неким переходом от 19 века к 20. Мунк как-то сказал: «Я пишу не то, что вижу, я пишу то, что видел». В этой картине, сцена представшая перед нами извлечена из памяти художника и воплощенная в живописи, стала образом человеческого существования. В этой работе заложена суть творчества Мунка: композиция базируется на горизонталях и вертикалях, тема же демонстрирует тяготение художника к передачи грусти, одиночества и экзистенциальной тоски. 

Художник отправился в Париж изучать новое французское искусство и постигал живопись Тулуз-Лотрека, Моне, Ван Гога и Писсаро. Работа «Весенний день на Карла-Юнгас-гате» написанная в 1890 г, говорит о влиянии импрессионистов, также как «Улица Лафайет», созданная после возвращения из Парижа. 
Обе картины пронизаны сверкающим светом благодаря наложению красок раздельными четкими мазками в виде точек или мелких параллельных штрихов. Стилистически -  это импрессионистические работы, но композиционные принципы своей работы Мунк сохранил.

 

Работа «Ночь в Сен Клу» возможно была написана под воздействием «Ноктюрнов» Уистлера. Принято считать, что мужчина в цилиндре – друг Мунка – Эмануэль Гольдстейн. Но невольно возникает мысль, что на картине изображен сам художник. 

Мунк был меланхоликом, тем, кто считает, что смерть всегда рядом. Во всех работах Мунка пространство превращается в витрину за которой протекает жизнь узника (Ночь в Сен Клу), или заперты за штрихованными решетками (Больная девочка).

В Германии выставка Мунка с треском провалилась, критики разнесли его в пух и прах. Но шумиха как водится, вызвала интерес к новому Норвежскому художнику. Повторная выставка  1892 года позволила Мунку обеспечить себя на ближайшее время. 

 

Мунк неустанно работал, стремясь создать произведение, которое вобрало бы все аспекты человеческого существования. С натурализмом художник простился на родине, с импрессионизмом в Париже, и вот тогда на новую почву упало зерно его художественного языка. 

Этот язык более выразительный, чем любые художественные приемы, был способен воплотить замысле Мунка, сказать все самое важное о жизни, любви и смерти. Особое его достоинство – простота. 

В работах Мунка периодически повторяются образы лунного столба, водяной глади, горизонтального берега и вертикальных стволов (символы мужчины и женщины). Пейзажи Мунка пронизаны внутренним напряжением, наделены индивидуальными характеристиками.

В 1893 году Мунк написал картину, которая сегодня известна под названием "Мадонна". По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. 

Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. 

О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка. Как отмечает исследователь творчества Э. Мунка, «дабы подчеркнуть, что на картине речь идет именно о моменте зачатия, по одну сторону женской фигуры Мунк нарисовал две фигурки, похожие на зародыши, а по другую — изображения легко узнаваемых сперматозоидов».

 

«Вампир» Мунка - попеременно под названием Любовь и Боль - фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего. Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих. 

Это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращается в ужас. От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.

Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, Мунк как бы отрицает саму возможность какого-либо их преодоления.

Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. 

Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.
Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.

 

 

Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. В его картинах часто есть что-то от мира мечтаний. В них все на грани фантазии и действительности.

Также портретная живопись занимала большое значение в жизни Мунка. Но заказчиков не всегда удовлетворяли их портреты. Портрет Госпожи Барт, или Женщина в синем был написан в 1921 году по заказу друга Мунка, доктора Петера Барта. 

В этом портрете Мунк достигает максимальной выразительности психологического состояния модели, делающей ее не только дамой из общества. Синий, не просто цвет платья, он указывает на состояние ума и духа. Мунк подчеркивает это видением того же синего в волосы натурщицы. Господа Барт осталась недовольна своим портретом и выкупать его не стала. Но он экспонировался в Гамбурге, откуда был изъят нацистами как произведение дегенеративного искусства.

Подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Эдварда Мунка можно в книге Ульриха Бишоффа – «Эдвард Мунк: Картины жизни и смерти».

Анфиса Кочнева,
Специально для http://kreativ-magazine.ru

 

 

 

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры