399

15 июня 2017 года ознаменуется второй годовщиной смерти Жанны Фриске. Светские издания разной степени желтизны в очередной раз расскажут на своих страницах о жизни и кончине блестящей поп-дивы. Страна снова всколыхнется на волне обсуждений семьи Фриске-Шепелевых и традиционно разделится на два лагеря. Но все это потом, 15 июня. А пока, в царящем относительном затишье, в свет выходит роман, написанный мужем певицы - Дмитрием Шепелевым, «Жанна».


Я долго собиралась с мыслями, пытаясь понять, о чем этот роман? Во вступительном слове Автор называет его книгой «о первом в России публичном опыте противостояния болезни», а еще высказывает надежду, что она будет полезна тем, кто столкнулся с той же бедой. На протяжении всего повествования то и дело звучит мысль о табуированности темы рака, но так ли это? Социальные сети пестрят страничками пациентов, призывающих к помощи, рассказывающих о лечении, публикующих истории болезни. В наш информационный век «публично болеть», в том числе и раком, уже становится нормой. Что же до полезности - да, несколько советов почерпнуть можно, однако, надо понимать, что большая часть методов лечения, к которым прибегала Жанна, недоступны простому российскому пациенту и никакими мольбами не собрать ему тех сумм, на которые могла рассчитывать она. Так что едва ли обычный смертный сможет перенять этот опыт.


Рассказывает ли этот роман о семейных распрях и скандалах? Упоминает – да, рассказывает – нет. Поклонникам звездных скандалов тут поживиться нечем. 
О Жанне ли он? Нет. Жанна, ее болезнь, ее страдания и ее героизм – скорее фон для событий, происходивших вокруг нее, лакмус, через который были пропущены все участники этой истории и отношения между ними. «Вместе с онкологическим пациентом болеет вся семья» - говорит нам Автор. Я бы дополнила эту мысль и сказала, что семья обнажается рядом с онкологическим  пациентом. Обнажаются внутренние недомолвки, секреты, подноготные отношений. Там, где болезнь, нет места маскам и кривляньям, и каждый становится сам собой. Роман во многом об этом, но не только.

Главным образом он об Авторе, Дмитрии Шепелеве. Нет, вы не найдете на страницах повествования надрывных речей о страданиях и потерянном смысле жизни. Шепелев по-мужски, сдержанно упоминает о своих переживаниях, но концентрироваться предпочитает на любви к жене, а не на разрывающемся от боли сердце.
Зачем же тогда в ворох литературы, посвящённой онкозаболеваниям добавлять еще одно издание? Каков смысл и назначение этого романа?
Ответ пришел неожиданно: в самом этом романе. В нем, как в творческом акте, исповеди, если желаете.


Жанна Фриске умерла. Отгремели новостные сводки, страна простилась со своей любимицей, все соболезнования высказаны, дежурные фразы произнесены. С чем же остался Дмитрий? Болью. Искалеченным сердцем и жизнью, которую придется из руин восстанавливать, склеивая по кусочкам. Его жена не просто умерла, она умерла стремительно, потеряв при этом все, что сопутствовало ей всю жизнь: красоту, активность, гармонию, спокойствие, столь стремительного падения с самой вершины на самое дно свет не видывал. И стремительность ее угасания, беззащитность перед трагедией и беспомощность сильного мужчины, не могла не привести к эмоциональному коллапсу.


Кто-то в аналогичной ситуации попытался бы найти утешение в алкоголе или антидепрессантах, но нет антидепрессанта более мощного, более светлого и более жизнеутверждающего, чем творчество. Дмитрий Шепелев избрал слово, как способ изложения своей скорби. Творчество – процесс коллективный, Автор пишет, читатель воспринимает и перерабатывает. Своей книгой Шепелев не только обнародовал некоторые подробности этой истории и свои мысли, и чувства, он разделил их между нами всеми, его читателями. А боль, поделенная, - уже не так сильна. Эта книга – терапия и излечение Автора, спасение от скорби. А значит все не напрасно.

История Жанны Фриске еще долго будет волновать умы, вызывать сплетни и пересуды, и не мне судить кто в действительности прав и виноват. Как читатель, я решила не искать объективности. Да и какая, в сущности, разница, что там было на самом деле, главное – то чувство единения, совместного переживания и совместной скорби, что рождаются между Автором и его читателем. И за них Вам, Дмитрий, спасибо. 

Полина Починская,
Специально для http://kreativ-magazine.ru/

 


Популярное

Кинопремьеры третьей недели ноября 2017

Кинопремьеры третьей недели ноября 2017

Taylor Swift «Reputation»: ответ ненавистникам и имиджевый взрыв

Taylor Swift «Reputation»: ответ ненавистникам и имиджевый взрыв

Beyoncé представила новый клип «Sorry»

Beyoncé представила новый клип «Sorry»

INNA представила клип «Bad Boys» эксклюзивно для интернета

INNA представила клип «Bad Boys» эксклюзивно для интернета

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


Партнеры