274

Элстон Ганнн, Боб Лэнди, Счастливчик Уилбери, Джек Фрост и даже Сергей Петров – под каким только именем не представал перед миром Роберт Аллен Циммерман. Самое громкое из них – Боб Дилан.

Это музыкант, который в представлении не нуждается, но которого хочется представлять. В его руках выросла рок-музыка, какой мы её знаем, а тексты песен открыли музыкантам глаза, дав толчок к субъективным текстам, полным искренности. В 2008-м году это было отмечено Пулитцеровской премией «За выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы», в 2016-м году – Нобелевской премией «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции», на которую Дилан отреагировал спокойно – по мнению некоторых, даже пренебрежительно спокойно, – потому что настоящий творец создаёт для людей и себя, не гоняясь за наградами. Один из самых влиятельных музыкальных журналов «Rolling Stone» признал его второй после «The Beatles» самой влиятельной фигурой в музыке. В первую же встречу в 1964-м году Боб изменил взгляд Джона Леннона на тексты собственных песен. «Blowin' in the Wind» и «The Times They Are a-Changin'» стали гимнами движения за гражданские права и антивоенного движения в США – настолько возвышается персона Боба Дилана над миром музыки. Перебрав фолк, кантри и христианский рок, уже ближе к зрелым годам, он, в отличие от своих коллег, только пришёл к чистому року. Вот уже 5 лет он не выпускает ничего, кроме собственных каверов, мудро давая дорогу молодым.


Альбом «Triplicate» не исключение: в него войдут только каверы на американскую классику. А их там ни много ни мало 30, вместо стандартных 10-15 треков. Впрочем, потому альбом и называется «Тройной». И хотя Боб Дилан со своей репутацией может позволить себе обойтись без синглов, он всё же действует по канонам музыкального мира, такой же простой и глубокий, как и 50 лет назад.

Песня «I Could Have Told You» вышла 30-го января и представляет собой кавер на песню Фрэнка Синатры. Оригинальная версия – самый настоящий вокал-джаз, обёрнутый в знаменитый лирический баритон Синатры, который нередко сравнивают с бархатом или мёдом. Версия Дилана не отличается кардинально, однако выразительный бас и легендарная электрогитара Боба, добавляющая мелодии гавайские нотки, снимают с песни ту лиричность и те страдальческие настроения, свойственные золотым годам джаза. Теперь песня гораздо сильнее, чем прежде, напоминает о речи мудрого наставника и заботливого друга, переживающего твою трагедию наравне с тобой.

«Я мог сказать тебе, мог спасти тебя от слёз,
Да, я мог рассказать тебе о том, что она лжёт,
Но ты был влюблён
И не хотел об этом знать.
Теперь я ненавижу её».


«My One and Only Love» была написана Гаем Вудом и Робертом Меллином, а первая версия была записана вокалистом Виком Дамоном в 1948-м году, но популяризировать песню удалось только в 1953-м тому же Фрэнку Синатре. Позже её исполняли Дин Мартин, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Энди Уильямс и Пол МакКартни – для создания каверов песня популярна и по сей день. Конкретно в кавере Дилана выделяется его натужное исполнение и охрипший с возрастом голос, что придают поэтичным метафорам особый смысл – такой, который можно услышать от человека с огромным опытом за плечами и кому захочется поверить. Помимо этого, особенных изменений в звучании нет – похоже, к этой песни у Боба особые чувства.

«Сама мысль о тебе заставляет мое сердце петь,
Как апрельский ветер на крыльях весны,
И ты предстаёшь во всём своём великолепии,
Моя одна единственная любовь».


Последняя песня, выпущенная в поддержку «Triplicate», – «Stardust», написанная Хоуги Кармайклом и исполненная впервые его оркестром. Это та самая джазовая композиция, навевающая нам несуществующие воспоминания о тёплых вечерах, уютных домах, заснеженных улицах, которые навязаны изящными в своей неестественности чёрно-белыми фильмами пятидесятых. Одна из знаменитейших версий этой песни принадлежит Луи Армстронгу. В его исполнении, отрывистом, с хрипотцой и рычащими низкими нотами, есть тот самый агрессивный шарм, присущий одному Луи. Инструменты уступают сначала соло саксофона, после – вокальной партии джазмена, чей голос заполняет каждую ноту.  В исполнении Нэта Кинга Коула песня теряет джазовый пафос и становится более мягкой, романтичной, даже слегка наивной. Кавер Боба ушёл от обеих знаменитых версий – он задорнее, в нём больше ритмичности, и, тем не менее,  в композиции сохранился тот элегантный налёт былых времён. Голос Дилана, в отличие от Армстронга, не борется с инструментами и те не уступают ему – они работают друг на друга, сообща, сплетаются в одно дурманящее звучание.

«Одинокими ночами я думаю о песне,
Чья мелодия преследует меня в мечтаниях.
Там я вновь с тобой,
И наша любовь молода,
И каждый наш поцелуй – вдохновение.
Но это было так давно,
И теперь моё утешение
В звёздной пыли этой песни».


Пришло время музыканту, чьи песни считаются одними из самых популярных для каверов среди начинающих и профессиональных групп, самому делать каверы, ведь даже Бобу Дилану есть перед кем снять свою ковбойскую шляпу.

В альбом также войдут каверы на песни, известные благодаря таким вокалистам как Этта Джеймс, Фред Астер, Тони Беннетт, Джуди Гарланд, Дорис Дэй, Эдит Пиаф, Пегги Ли, Сэм Кук, Бинг Кросби и многие другие легендарные исполнители. Особое место в альбоме занимают песни Фрэнка Синатры. Бóльшая часть выбранных Бобом композиций написана легендарным Ирвингом Берлином и дуэтом, состоящим из композитора Джимми Ван Хёсена и поэта Джонни Бёрка, которые создали невероятное количество хитов, известных ныне не только в Америке, но и по всему миру. Эта музыка играла, что называется, «из каждого утюга», когда Боб рос, поэтому альбом «Triplicate» – это, прежде всего, дань тем музыкантам, которые так или иначе повлияли на Дилана и которых его талант однажды ощутимо подвинул на вершине Олимпа.


Выходит альбом под лейблом «Columbia Records» — старейшим в мире лейблом в звукозаписывающей индустрии, основанным в 1888-м году. Лейбл работал и работает с принципиально разными артистами: от Джонни Кэша до Адель, от The Clash до Кельвина Харриса,  от Pink Floyd до Саймона и Гарфункела, от Ареты Франклин до Робби Уильямса, от Шер до Daft Punk. С Бобом «Коламбия» работает с самых шестидесятых – тех лет, когда он только начинал, – она же повлияла и на успех музыканта, сумев правильно подать недюжинный талант. У них были конфликты и размолвки, но всё это меркнет на фоне многолетнего сотрудничества, так что, можно сказать, Боб «играет на своём поле», что всегда является гарантом качества.

Говорить о звучании Боба Дилана можно бесконечно, но никакие слова не заменят само звучание. И если ты хочешь узнать, что такое музыка, над которой не властно время, то 31-го марта лови за хвост свою синюю птицу, имя которой – «Triplicate».

Валерия Титова,
Специально для http://kreativ-magazine.ru/

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры