418

Несмотря на то, что этот фильм был представлен в программе национального американского кинофестиваля «Санденс», многие профессиональные критики встретили его довольно прохладно. Но в этот раз с гуру киноиндустрии довольно трудно согласиться, так как «Берлинский синдром» – это неординарный триллер, где за обыденным сюжетом об очередном «курортном романе» прячется напряженная и тревожная картина о последствиях таких легкомысленных интрижек. 

Австралийская фотожурналистка Клэр (Тереза Палмер) приезжает в Берлин, чтобы провести здесь отпуск и запечатлеть один из лучших европейских городов в своих снимках. Она встречает привлекательного учителя Энди (Макс Римельт), продуктивное общение с которым, приводит к краткосрочной любовной связи. На этой основе можно было развернуть очередную мелодраму о непростом отпускном романе, но режиссёр Кейт Шортленд практически сразу избавляет зрителя от размышлений на данную пресловутую тему и погружает его в атмосферу более мрачного развития сценария.

Фильм начинается как артхаусная лента, в которой Клэр погружена в лицезрение достопримечательностей Берлина, ночные вечеринки на крыше своей дешёвой гостиницы и покупку всяких милых туристических сувенирчиков. Все эти радостные мелочи одинокой путешественницы романтизируются для отображения жизненного кредо героини: «Люди, путешествующие в одиночку – ищут чего-то.» Клэр, конечно, находит что-то, а, точнее, кого-то – обаятельного Энди, беседы и прогулки с которым выводят повествование картины на следующий уровень.

Начало романа Энди и Клэр подается в режиме резко меняющихся локаций (улицы Берлина, загородный дом семьи Энди, библиотека и другие), что требует внимательности от зрителя, так как в этих фрагментах будут заложены своеобразные символы, которые будто предсказывают пагубные последствия этой, казалось бы, невинной связи. Лишь оказавшись в квартире возлюбленного после проведенной вместе ночи, Клэр понимает, что стала пленницей психически нестабильного маньяка, который живёт в берлинской глуши, где её крики о помощи вряд ли кто-то услышит. Именно здесь артхаусность фильма трансформируется в жанр триллера, который держит смотрящего в напряжении до конца просмотра.

Режиссёр мастерски обыгрывает психологическую концепцию «стокгольмского синдрома» – двустороннюю или одностороннюю симпатию и связь между агрессором и его жертвой. Но в данном фильме обозначенный «синдром» становится «берлинским» – то есть более жестоким и неконтролируемым. Любая попытка Клэр сбежать заканчивается провалом, так как Энди за любой проступок не стесняется влепить оплеуху, но при этом также и заботится о ней – кормит, моет, одевает. Казалось бы, на лицо реализация русской пословицы «Бьёт – значит любит», но в этой ленте особую роль в данных взаимоотношениях играют магия прикосновений, мимолетных взглядов и чисто немецкой агрессии, когда кажется, что Клэр уже готова принять свою судьбу и даже сочувствует своему мучителю. В итоге получилось некое столкновение природной ярости мужчины с обреченностью и смирением женщины, но без ожидаемой счастливой концовки. 

Макс Римельт отлично вписался в роль нелюдимого социопата-маньяка Энди, так как, следя за ним, начинаешь бояться даже его взгляда. Самое интересное, что сценаристы сумели отразить, почему же Энди стал таким жестоким, сославшись на подробное описание неудачных семейных отношений с родителями. Из-за натуралистичности некоторых сцен Терезе Палмер было довольно трудно сниматься в картине, но растерянности, изобретательности и смелости её героини можно только позавидовать. Иногда режиссёр заигрывает со зрителем, обманчиво показывая, как Энди и Клэр в канун Рождества прогуливаются по заснеженному лесу, что даже успеваешь поверить в положительный исход истории, но буквально через три минуты осознаешь, что девушка встретит праздники в квартирной тюрьме, построенной её «любовником». 

Вероятно, впечатление критиков было испорчено достаточно скомканной концовкой, в которой развязка кажется непоследовательной и сделанной наспех, что негативно отразилось на конечном восприятии фильма. Ведь напряжение нарастало от самого начала, но после вступления картины в финальную фазу, оно куда-то исчезло, а зритель в ускоренном ритме наблюдает за закрытием адских ворот «берлинского синдрома», потеряв всю тревогу, которую накопил за это время.

«Берлинский синдром» – это качественный триллер, рекомендуемый к просмотру лицам, не боящимся пощекотать себе нервы на досуге и задуматься о том, что иногда нужно все-таки получше узнавать тех, с кем вступаешь в романтические отношения. 

Итоговая оценка фильму от редакции Kreativ Magazine – 8 звёзд из 10.

Ярослав Резаков,
Специально для http://kreativ-magazine.ru


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры