217

В 1514 году Альбрехт Дюрер закончил гравюру «Меланхолия», входившую  в цикл работ «Мастерские гравюры». Эта гравюра таит в себе множество смыслов и неразгаданных тайн. Во времена Средневековья выделяли четыре типа человеческого темперамента, из которых самым не земным был меланхолический. Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов: 

1. Те, у кого хорошо развита фантазия — творческие люди; 
2. Те, у кого преобладает разум — политики, чиновники; 
3. Те, у кого преобладает интуиция — люди религии. 


Меланхолики всегда считались людьми особенными «небесными», которые не способны заниматься земными проблемами, а из-за своего темперамента, слабыми и болезненными.  Но именно меланхоликам покровительствовала планета Сатурн, а богу этой планеты были известны тайны мирозданья. Поэтому лишь «небесным» меланхоликам было доступно таинство и радость открытия. Считалось, что все гениальные люди: художники, философы, поэты – меланхолики. Они познают бытие через свои произведения. 

Гравюра «Меланхолия» привлекает внимание своей загадочностью, множественностью символов, которые хочется разгадать. На гравюре изображена крылатая женщина, вокруг которой находится множество предметов средневековой науки и алхимии: весы, колокол, песочные часы, измерительные приборы, «магический квадрат» на стене, сфера и многогранник. 


Героиня изображена задумчивой, погруженной в свои мысли. Но атрибутика подталкивает нас к тому, что героиня мыслит о чем-то глобальном. Она рассуждает о тайнах мироздания, о силе знания и торжестве разума. В руке она держит  раскрытый циркуль, к поясу привязана связка ключей и кошель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый маленький ангел что-то чертит на дощечке, рядом свернулась в клубок тощая собака, в небесах простерла свой хвост комета. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Вся гравюра кажется овеянной мистическими настроениями, несомненно, отражающими настроения людей в период крестьянских войн и приближающейся Реформации. 

Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Первый — уровень ремесленный, к которому относятся такие предметы ремесла, как рубанки, инструменты, идеально выточенный шар. Второй ярус — интеллектуальное познание. Третий ярус — непознаваемого и божественного. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Циркуль в его руке говорит, что, несмотря на безграничную свободу ангела, обладающего крыльями, всё должно быть ограничено, отмерено.

Техника резцовой гравюры на меди уникальна и технически сложна. Она выполнялась резцом по металлической доске. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Но уникальность гравюры Дюрера заключается в том, что он водил доску под рукой, а не наоборот. Несмотря на это, линии на гравюре четкие, интенсивные, а сама гравюра совершенна.  

Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А.Дюрер – Трактаты. Дневники. Письма.

Анфиса Кочнева,
Специально для http://kreativ-magazine.ru

 


Популярное

Сам себе доктор

Сам себе доктор

Макс Барских представил новый клип «Все серьезно»

Макс Барских представил новый клип «Все серьезно»

Katy Perry представила две версии клипа «Rise»

Katy Perry представила две версии клипа «Rise»

Книжные новинки первой недели апреля

Книжные новинки первой недели апреля

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


Партнеры