760

В 1514 году Альбрехт Дюрер закончил гравюру «Меланхолия», входившую  в цикл работ «Мастерские гравюры». Эта гравюра таит в себе множество смыслов и неразгаданных тайн. Во времена Средневековья выделяли четыре типа человеческого темперамента, из которых самым не земным был меланхолический. Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов: 

1. Те, у кого хорошо развита фантазия — творческие люди; 
2. Те, у кого преобладает разум — политики, чиновники; 
3. Те, у кого преобладает интуиция — люди религии. 


Меланхолики всегда считались людьми особенными «небесными», которые не способны заниматься земными проблемами, а из-за своего темперамента, слабыми и болезненными.  Но именно меланхоликам покровительствовала планета Сатурн, а богу этой планеты были известны тайны мирозданья. Поэтому лишь «небесным» меланхоликам было доступно таинство и радость открытия. Считалось, что все гениальные люди: художники, философы, поэты – меланхолики. Они познают бытие через свои произведения. 

Гравюра «Меланхолия» привлекает внимание своей загадочностью, множественностью символов, которые хочется разгадать. На гравюре изображена крылатая женщина, вокруг которой находится множество предметов средневековой науки и алхимии: весы, колокол, песочные часы, измерительные приборы, «магический квадрат» на стене, сфера и многогранник. 


Героиня изображена задумчивой, погруженной в свои мысли. Но атрибутика подталкивает нас к тому, что героиня мыслит о чем-то глобальном. Она рассуждает о тайнах мироздания, о силе знания и торжестве разума. В руке она держит  раскрытый циркуль, к поясу привязана связка ключей и кошель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый маленький ангел что-то чертит на дощечке, рядом свернулась в клубок тощая собака, в небесах простерла свой хвост комета. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Вся гравюра кажется овеянной мистическими настроениями, несомненно, отражающими настроения людей в период крестьянских войн и приближающейся Реформации. 

Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Первый — уровень ремесленный, к которому относятся такие предметы ремесла, как рубанки, инструменты, идеально выточенный шар. Второй ярус — интеллектуальное познание. Третий ярус — непознаваемого и божественного. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Циркуль в его руке говорит, что, несмотря на безграничную свободу ангела, обладающего крыльями, всё должно быть ограничено, отмерено.

Техника резцовой гравюры на меди уникальна и технически сложна. Она выполнялась резцом по металлической доске. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Но уникальность гравюры Дюрера заключается в том, что он водил доску под рукой, а не наоборот. Несмотря на это, линии на гравюре четкие, интенсивные, а сама гравюра совершенна.  

Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А.Дюрер – Трактаты. Дневники. Письма.

Анфиса Кочнева,
Специально для http://kreativ-magazine.ru

 


Чарты

Опрос

Твой источник вдохновения?

Психология
Наука
Спорт
Мода
Книги
Кино
Музыка

Kreativ TV


#ЯНАКРЕАТИВЕ

Рейтинги

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Александр Надеев

Привет! :) Меня зовут Саша Надеев, мне 25 лет. Я профессиональный фотограф и фотомодель. Люблю слушать музыку и смотреть анимэ. Пишите мне ВК (ссылка снизу), буду рад познакомиться с интересными людьми! Kreativ Magazine, спасибо, что ты есть! :)

Партнеры